Налоговый кодекс Украины является специальным законом по вопросам налогообложения и устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборов (обязательных платежей), начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к налогоплательщикам, определены меры, которые принимаются контролирующим органом с целью погашения налогоплательщиками налогового долга.
Согласно подпунктов а, б пункта 185.1 статьи 185 НК Украины, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость являются операции плательщиков налога по поставке товаров, место поставки которых находится на таможенной территории Украины и поставке услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины.

Датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров / услуг согласно предписаний нормы пункта 187.1 статьи 187 НК Украины считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее: а) дата зачисления средств от покупателя / заказчика на банковский счет плательщика налога в оплату товаров / услуг, подлежащих поставке; б) дата отгрузки товаров;

База налогообложения операций по поставке товаров / услуг определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов (пункт 188.1 статьи 188 НК Украины).

Пунктом 201.10 статьи 201 НК Украины предусмотрено, что при осуществлении операций по поставке товаров / услуг плательщик налога продавец товаров / услуг обязан в установленные сроки составить налоговую накладную, зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных и предоставить покупателю по его требованию.

Налоговая накладная, составленная и зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных налогоплательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров / услуг, является для покупателя таких товаров / услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

Налоговая накладная и / или расчет корректировки к ней, составленные и зарегистрированные после 1 июля 2017 года в Едином реестре налоговых накладных налогоплательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров / услуг, является для покупателя таких товаров / услуг достаточным основанием для начисления сумм налога, относятся к налоговому кредиту, и не требует какого-либо другого дополнительного подтверждения.

По предписаниям пункта 74.2. статьи 74 НК Украины, в Едином реестре налоговых накладных обеспечивается проведение постоянного автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных / расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких налоговых накладных / расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

Критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, определяются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

Собранная налоговая информация и результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач, а также центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, для формирования и реализации единой государственной налоговой и таможенной политики (пункт 74.3 статьи 74 НК Украина).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Кабинета Украины «Об утверждении Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных» №1246 от 29.12.2010 г. (Далее именуется – «Порядок №1246»), налоговая накладная электронный документ, который составляется плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины в электронной форме в утвержденном в установленном порядке формате (стандарте) и направляется для регистрации.

Согласно пункту 12 Порядка №1246, после поступления налоговой накладной и / или расчета корректировки к ДФС в автоматизированном режиме осуществляется их расшифровки и проводятся проверки: соответствия налоговой накладной и / или расчета корректировки утвержденному формату (стандарту) силу электронной цифровой подписи, порядка его наложения и наличия права подписания должностным лицом налогоплательщика таких налоговой накладной и / или расчета корректировки; регистрации лица, направила на регистрацию налоговую накладную и / или расчет корректировки, плательщиком налога на момент составления и регистрации таких налоговой накладной и / или расчета корректировки; соблюдение требований, установленных пунктом 192.1 статьи 192 и пунктом 201.10 статьи 201 Кодекса; наличии ошибок при заполнении обязательных реквизитов в соответствии с пунктом 201.1 статьи 201 Кодекса; наличии суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктами 200-1.3 и 200-1.9 статьи 200-1 Кодекса (для налоговых накладных и / или расчетов корректировки, регистрируются после 1 июля 2015) наличии в Реестре сведений, содержащихся в налоговой накладной, которая корректируется; факта регистрации / остановки регистрации / отказа в регистрации налоговой накладной и / или расчета корректировки с такими же реквизитами; соответствия налоговых накладных и / или расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточным для остановки их регистрации в соответствии с пунктом 201.16 статьи 201 Кодекса; соблюдение требований Законов Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и ​​электронном документообороте» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 13 Порядка №1246, по результатам проверок, определенных пунктом 12 настоящего Порядка, формируется квитанция о принятии или непринятии или остановки регистрации налоговой накладной и / или расчета корректировки (далее – квитанция).

Аналогичные предписания содержит подпункт 201.16.1 пункта 201.16 статьи 201 НК Украины, согласно которым регистрация налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных может быть остановлена ​​в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, в случае соответствия такой налоговой накладной / расчета корректировки совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, установленных в соответствии с пунктом 74.2 статьи 74 ст в Кодекса.

В соответствии с подпунктом 201.16.1. пункта 201.16 статьи 201 НК Украины, в случае остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных плательщику налога в течение операционного дня контролирующий орган в автоматическом режиме направляет (в электронном виде в текстовом формате) квитанцию ​​об остановке регистрации такой налоговой накладной / расчета корректировки. Такая квитанция является подтверждением остановки такой регистрации.

Согласно Порядка приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 февраля 2018 № 117, налогоплательщик имеет право подать в контролирующий орган в течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в налоговой накладной / расчета корректировки.

При этом, к пояснения прилагаются следующие документы:

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
  • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранения и транспортировки, погрузки, разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и / или банковские выписки из лицевых счетов;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

Комиссия центрального уровня в течение семи рабочих дней, следующих за днем ​​получения объяснений и копий документов в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, но не ранее полученного решения о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре комиссии регионального уровня, может принять другое решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре. Принятое комиссией центрального уровня решения регистрируется в отдельном реестре налоговых накладных / расчетов корректировки, регистрация которых приостановлена, и направляется налогоплательщику в порядке, установленном статьей 42 Кодекса, а решение Комиссии регионального уровня отменяется.

В случае, отказа в регистрации налоговой накладной, после пояснений, налогоплательщик имеет подать жалобу на решение комиссии.

Жалобы подаются плательщиком налога на добавленную стоимость в ДФС в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу решения комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных в соответствии с Порядком остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных. Если последний день срока приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, последним днем ​​такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным, нерабочим или праздничным днем. Срок подачи жалобы может быть продлен по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 Налогового кодекса Украины. Налогоплательщик может добавлять к жалобе объяснения и копии документов, подтверждающих информацию, указанную в налоговой накладной / расчета корректировки, регистрация которых остановлена.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу и отменяет решение комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных;
  • оставляет жалобу без удовлетворения и решение комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных без изменений;
  • оставляет жалобу без рассмотрения.

Решение комиссии не подлежит дальнейшему административному обжалованию и может быть обжаловано в судебном порядке.

Наша компания имеет успешный опыт обжалования решений налоговой службы (ГФС) о блокировке налоговых накладных как в административном, так и в судебном порядке.

Доверяйте профессионалам!